Первая советская олимпийская чемпионка Нина Пономарева скончалась в Москве в Бирюлеве в возрасте 87 лет 19 августа 2016 года.
http://moiarussia.ru/nina-ponomareva
«ЖЕЛЕЗНАЯ ЛЕДИ» СОВЕТСКОГО СПОРТА — НИНА ПОНОМАРЁВА
Нина Аполлоновна Ромашкова (Пономарёва) родилась в посёлке Смычка Свердловской области в бараке ГУЛаговского лагеря. Отец — Аполлон Васильевич — маляр-художник, участник Великой Отечественной войны, был арестован за антисоветскую деятельность. Мать — Анна Фёдоровна — была репрессирована как дочь кулака. В 1936 году, когда родителей освободили, семья обосновалась в городе Ессентуки Ставропольского края.
Я всегда была крепкой девочкой. Мама говорила: «Если б Нинка была парнем, я бы горя не знала». Вот брат – тихоня. Бывало, и его отлуплю, и на улице всех мальчишек. » Нина Пономарева-Ромашкова
В 20 веке существовала великая армия советских спортсменов, поднимающих престиж большой страны. Они не получали миллионов, но мужественно сражались за каждую победу, были кумирами миллионов. На них равнялись, им подражали — они прославляли советский спорт, и именно их славой и достижениями продвигался спорт в массы.
Главными достижениями спортсменов были, конечно же, Олимпийские игры. Советский Союз активно включился в спортивное движение лишь после Второй мировой войны, и впервые принял участие в Олимпийских играх еще при жизни Иосифа Сталина — в 1952 году, на олимпиаде в Хельсинки. В тех играх страной Советов было завоёвано 22 золотые медали, 30 серебряных и 19 бронзовых. Достижения советских спортсменов на этой и последующих других международных соревнованиях превратили огромную страну в Великую спортивную державу.
Кстати, всего советские спортсмены принимали участие с 1952 по 1988 г.г. в 18 зимних и летних Олимпийских играх и на всех соревнованиях СССР играл лидирующую роль в общем зачёте, никогда не опускаясь ниже второго места.
Так кто же они, самые великие спортсмены СССР, те, кто наводил ужас на своих соперников?
Итак, цикл статей о самых великих и титулованных спортсменах СССР открывает Первая Олимпийская чемпионка СССР:
Нина Аполлоновна Пономарёва-Ромашкова
Cоветская легкоатлетка, метательница диска, восьмикратная чемпионка СССР, двукратная олимпийская чемпионка, рекордсменка мира.
Иностранная пресса называла советскую спортсменку —«железная леди». И это неудивительно, первые Олимпийские игры СССР после войны и первая медаль у женщины, да еще какой. Дело в том, что Нина Аполлоновна рождена была в бараке ГУЛаговского лагеря.
«Тогда я думала, что все так живут — барак на сотню человек, перегородок не было, семьи друг от друга разделялись занавесками. Так что детство мое прошло в колонии для политзаключенных ГУЛАГа.
В паспорте в графе «место рождения» указан город Свердловск, что на Урале. В моей памяти навсегда сохранились воспоминания о тяжелом каторжном труде заключенных.»
После ГУЛАГа мирной жизни было совсем немного. Семья в 1936 году переехала в казацкую станицу под Ессентуками. Только-только у маленькой девочки и ее братика началось нормальное детство, пока не грянула война.
«- В Кавказских Минеральных Водах и Ессентуках, в частности, расположено много санаториев и домов отдыха. В первые годы войны все они были переоборудованы в госпитали, куда свозили бойцов со всех фронтов. Жители нашей станицы как могли помогали им: кто продукты принесет, кто приходил поухаживать. Мой класс был прикреплен к определенному санаторию, где мы убирались в палатах, ну и следили за ранеными, помогая медсестрам и санитаркам. Ну а потом пришли немцы…
Так получилось, что мама, работавшая тогда в одном из санаториев, была назначена в сопровождающие к одному из пациентов, которого выписали и отправили домой, куда-то на Дальний Восток. Он был почти слепой. Ну, мама и отбыла еще до прихода немцев. А отец ушел на фронт. Мы с братом остались под присмотром бабушки.
Из нашей школы сделали казарму. Продуктов не стало. Питались чем могли. Первое время запасами картошки со своего огорода, потом и ее не стало. Мужчин в станице не осталось. Приходилось делать все – складывать сено в стога, пахать на буренках, молотить цепами хлеб, а потом крутить камни, чтобы смолоть муку, заварить ее и накормить в первую очередь младших. У меня и сейчас голос начинает дрожать, когда вспоминаю ту горькую пору… Но ничего, выжили!»
Впервые в спорт будущая чемпионка попала за 3 года до Олимпиады, причем совершенно случайно.
«- Я вообще в спорт случайно попала. Диск с первого раза отбил охоту иметь с ним дело. Я чуть не убила судью, его спасло то, что он сам был спортсменом и сумел вовремя запрыгнуть на судейский столик, так и увернулся. В то время я продавщицей в продовольственном магазине работала. Меня попросили пробежать городской кросс, ну что делать? — пробегу, если надо. Прониклась ответственностью.
Вышла я на тот кросс, в парке Ессентуков, соперницы мои чуть со смеху не попадали — моя форма довоенного образца, а мода тогда уже шагнула далеко вперед и я — тетя, которую бог ростом не обидел. Наш тренер сказал мне: «держишь за Машей», а как стартовали, я эту Машу из вида потеряла, бегу — дистанция была 500 метров — уже и финиш близко, а мне и невдомек об этом, так умудрилась третьей финишировать. Выложиться даже не успела.
А дальше меня заявили на городскую Спартакиаду. Там я выиграла и метание гранаты, а заодно и толкание ядра, и диск попробовала — что это такое. Вот тогда история с судьей и приключилась.
…Меня после этого на краевые соревнования в Ставрополь пригласили. Я поначалу отнекивалась, не понравилось мне это дело с ядром да диском. Приходил наш комсомольский руководитель — уговаривал.
Да и мама накинулась, дескать «забыла какое к нам, раскулаченным отношение, нечего кобениться». Ну, я и согласилась.
Но, к слову, первый спортивный гонорар я по¬лучила, как ни странно, не за успехи в метании диска, а за всесоюзный ре¬корд в эстафетном беге. Потратила все деньги на пальто и туфли. Затем последовали областные соревнования в Ставрополе, потом меня стали приглашать на более крупные состязания и в итоге оказалась на дебютных в истории сборной СССР Олимпийских играх в Хельсинки.
О своих впечатлениях
— Это было что-то потрясающее – переполненный стотысячный стадион, внимание прессы. Все было в диковинку. Я тогда ехала третьим номером в команде, но смогла обойти не только соотечественниц, но и ведущих легкоатлеток мира того времени.
Стадион в Хельсинки просто взорвался, когда я метнула диск. Он улетел более чем на 50 м (51,02), тогда этот результат был запредельным. Шутка ли, побит рекорд, державшийся с 1936 года.
Это была победа. Но осознание того, что я выиграла, пришло лишь тогда, когда я сжимала в руке тяжелый золотой кружок. Слезы счастья катились из глаз.
К слову, на пьедестал вместе с Ниной Аполлоновной поднялись ещё две советские метательницы диска — Нина Думбадзе и Елизавета Багрянцева. Таким образом, первые Олимпийские игры были абсолютным триумфом для советской женской сборной в данной дисциплине.
В этой победе много символичного. Первая Олимпиада и первая медаль досталось девушке с отчеством Аполлоновна. Нина Апполоновна стала лучшей на планете в древнем виде, входившем в программу античных Олимпийских игр. Еще в V веке до н. э. скульптор Мирон создал всемирно известную сейчас скульптуру дискобола («Diskobolos»). Да что уж там, даже древнегреческие боги «баловались» с диском. По одному из мифов, сам Аполлон соревновался в метании диска.
С золота Ромашковой-Пономаревой началась славная история наших олимпийских побед и рождение спортивной сверхдержавы — СССР.
Сразу после Олимпийских игр на соревнованиях в Одессе спортсменка установила мировой рекорд, послав диск на 53 метра 61 сантиметр. С 1952 по 1956 годы, а потом и в 1958 и 1959 годах Нина Ромашкова — чемпионка СССР. На Олимпийских играх 1956 в Мельбурне она завоевала бронзовую награду: причиной неуверенного выступления послужила травма, полученная за день до финальных соревнований. Зато на римских Олимпийских играх 1960 года Ромашкова вновь отпраздновала успех, став чемпионкойс новым олимпийским рекордом — 55 метров 10 сантиметров.
К слову, с таким результатом Нина Апполоновна поднялась бы на третью ступень пьедестала на чемпионате России по легкой атлетике в наше время…
В 1966 году спортсменка перешла на тренерскую работу, переехала в Киев, где тренировала юных легкоатлетов.
С 1998 года Нина Аполлоновна Пономарёва жила в России. А в 2013 году Аллею славы ЦСКА в Москве украшает бронзовый бюст Нины Пономаревой.
«Я обомлела, когда впервые его увидела. Не каждый же видит свое прижизненное изваяние. А вообще, я должна отметить, что как спортсменка я состоялась именно в клубе Красной Армии, куда меня позвал еще Василий Иосифович Сталин. Здесь нам создали идеальные условия — тренировки, площадки, тогда ЦСКА собрал под своими знаменами всю спортивную элиту страны. И мы с гордостью представляли Советский Союз на международных соревнованиях. Когда детки спрашивают, почему же медаль не золотая, я отвечаю, оно осталось на ваших пальчиках.
Ведь это «золото» не мое, это медаль наша общая, медаль всей страны!».
В 1966 году Пономарева ушла на тренерскую работу. Но на этом ее карьера не завершилась. Уже имея учеников, она в 65 лет отправилась как почетный гость на чемпионат мира среди ветеранов.
Слово за слово, уговорили выступить. И она взяла еще одно золото. Точнее — два: за метание диска и ядра.
И в свои 87 лет она грустит, что сил стало меньше, но по-прежнему уверена — предела человеческих возможностей просто нет.
Награды • Орден Трудового Красного Знамени. • Орден «Знак Почёта».
Первая советская олимпийская чемпионка Нина Пономарева скончалась в Москве в Бирюлеве в возрасте 87 лет 19 августа 2016 года.
http://vm.ru/news/2016/08/04/nashe-p...ki-328920.html
ЛАГЕРНЫЙ РЕБЕНОК
— Это правда, что вы родились в ГУЛАГе?
— Правда, в лагере в поселке Смычка, под Свердловском. Дед был регентом в церкви, вот папа мой и погорел как сын священнослужителя. А мама — из кулаков, попросту говоря кулацкое отродье. Она в 16 лет работала на торфоразработках, ножом торфяные пласты срезала. Как-то вернулась домой, а бабушка плачет навзрыд: пока мамы не было, пришел к ним некий хлопчик, да и прямо с ног у нее валенки экспроприировал. Ну, мама как была с ножом в руках, так в сельсовет и побежала. Хлопчика, правда, не застала и не повредила, но срок за пробежку с ножом схватила. Они с папой в лагере познакомились.
— Вы что-то о той жизни помните?
— Смутно. Маленькая была. Помню, как клопы по папиной руке ползут. Они мне казались красивыми, я и смотрела. Спали вповалку, было голодно. Но я егозила все равно — брат у меня тихий был, а я — огонь. Мама говорила, что мне нужно было мальчишкой родиться. Помню ощущение: очень хотелось оттуда уехать. А в 1936 году родителей освободили, и мы поехали в Ессентуки. Бабушка километрах в двадцати от города дом купила, все деньги отдала, что были. Вот лачуга была ! Конек провис, мы спать ложимся, а бабушка молится, чтобы во сне нас крышей не придавило.
— При такой голодухе и лишениях — откуда в вас столько силищи было?
— Да кто знает. Пахала много, думаю… То вместо лошади в плуг вставала, то стога метала выше себя ростом. А еще в колодец лазила без конца.
Он у нас в станице один был на сорок пять домов, ведро частенько обрывалось, чуть что — я и лезу. Бревна склизкие, жуть. А бывало, под пятьдесят километров в день проходила — если посылали вещь какую-нибудь выменять. Что делать, идешь… Такие были «тренировки». Ну и отец у меня, не забывайте, был все же Аполлон !
…Решительная, за словом в карман не лазящая Нина Аполлоновна до конца так и не простила отцу уход из семьи. Слишком много было пережито вместе.
А маму боготворит. Она волокла всю семью. Не понятно только как…
Команды сборной России, которые сейчас находятся в Рио-де Жанейро на Олимпийских играх, почтят память Нины Пономаревой минутой молчания.
А МОЖЕТ КТО ИЗ КОЛЛЕГ ЕЩЁ НАЙДЁТ ФИЛ/МАТЕРИАЛЫ С НЕЙ - ПО ЕЁ НОМЕРАМ НА ГРУДИ В МЕЖД. СОРЕВНОВАНИЯХ ?
БУДЕМ ВЕСЬМА ПРИЗНАТЕЛЬНЫ