| Изобразительное искусство: Продажа / Покупка / Обмен Живопись, графика, скульптура, дизайн и т.п. |
30.10.2007, 14:39:56
|
#3
|
|
|
Резцовая гравюра.
"Иван Архипович Берсенев (1762-1789). Среди русских граверов XVIII века - Иван Архипович Берсенев, один из самых больших мастеров, имя которого. несмотря на то что умер он совсем молодым, не потерялось за века рядом с именем его современника Григория Скородумова, гравера более яркой индивидуальности. Берсенев работал в самой трудной технике - в резцовой гравюре на меди. При этом способе не пользуются травлением, как при офорте, и мастер работает только резцом (грабштихелем), проводя линии, или пуансоном, выбивая точки на поверхности металла, чтобы получить более мягкие переходы токов. Рисование резцом прямо на доске требует твердости руки - исправления здесь невозможны.
О Берсеневе известно мало. Он учился в гравировальном классе Академии художеств, который в те годы находился в чрезвычайно запущенном состоянии, будучи возглавляем слабым гравером и педагогом Степаном Ивановым. Берсенев выделялся среди учеников и был отмечен. Как значится в академических документах, "генваря 25 дня 1785 года по прошению академика Степана Иванова от службы академической уволить... обучение ж его класса препоручить до приискания искусного в гравировальном художестве учителя, ученику пятого возраста Ивану Берсеневу в рассуждении отличного его искусства и доброго поведения". В том же году Берсенев был отправлен продолжать свое художественное образование в Париж. В списке его вещей значатся 12 российских книг, 1 эстамп за стеклом, начатая медная доска, 14 поношенных рубах, 6 пар ношеных чулок, 2 пары ношеных башмаков. Бедность для академического пенсионера не очень редкая, но число книг необычайно велико. В ноябре Берсенев извещает Академию, что занимается "под смотрением королевского гравиора г-на Вервика". Ш.-К.Вервик был известным гравером, хранителем классических традиций строгого, несколько суховатого гравирования резцом. Именно к нему Академия обычно посылала своих учеников. Берсенев делает большие успехи, несколько досок исполняет для Орлеанской галереи, посылает доски и в Петербург. По поручению Академии подбирает оригиналы для копирования в младших возрастах. Такова та сторона его жизни, что известна была Академии и теперь известна нам. Но не исключено, что была и другая. Возможно, Берсенев был из тех художников XVIII века, что своей жизнью предвосхищали образ жизни будущей романтической богемы (таким был и И.Ерменев). В начале 1789 года Берсенев умирает в Париже от чахотки, развитию которой, как ехидно замечает Ф.И.Иордан (будущий ректор Академии). немало способствовали "палерояльские красавицы". 10 февраля 1789 года "академический комиссионер г-н назначенный" М.И.Козловский сообщал в Петербург: "...как в рассуждении продолжительной его болезни не осталось чем и похоронить, то и принужден был все расходы заплатить своими деньгами..." Гравер Н.И.Уткин рассказывал впоследствии со слов Вервика, что тот горько плакал у постели больного Берсенева, считая его одним из лучших своих учеников, надеждой гравировального искусства.
Руку Берсенева мы знаем только по гравюрам (их более десятка), рисунков он не оставил. Гравюра и рисунок шли в то время разными путями. Среди берсеневских работ нет гравюр, выстраивающих летопись важнейших событий времени и жизни двора, как это было в первой половине XVIII века, и мало портретов - этим они отличаются от работ начала следующего столетия. Теперь гравюра всецело посвящает себя репродукции картин. Берсенев гравирует с оригиналов Тициана ("Дьявол искушает Спасителя"), Доменикино ("Св.Иероним"), Ван дер Верфа ("Мария Магдалина"). Достойна внимания гравюра с этюда А.Лосенко "Андрей Первозванный", в которой Берсеневу удалось проявить свое отличное знание анатомии, тонко и тактично передать лосенковскую экспрессию. Среди портретных гравюр интересен "Портрет графини Орловой" с оригинала Ф. Рокотова - воспроизведение одного из известнейших его портретов. Точная, немного суховатая манера Берсенева не вступала в противоречие с тонкостью рокотовского образа, но мастер заострил торжественную величавость композиции, что вполне продолжает замысел живописца. Гравер как бы скромно отходит в сторону, лишь показывая произведение своего собрата. Но Берсенев развивает мотив овальной рамы портрета, прибавляет к ней объемный постамент с начертанными на нем стихами - не просто копирует рокотовскую работу, но изображает ее, даже подчеркивая то, что перед нами изображение уже запечатленного образа. И эта от себя добавленная, но исполненная смысла деталь говорит нам о том, что Берсенев был не только великолепным мастером гравюры, но и настоящим художником."
Оригинал у вас или нет - не знаю.
Сама резцовую гравюру уважаю и обожаю. Особенно восхищаюсь тем, что она не дает "права на ошибку". Вообще ценителей ее мало.
А цена? Все эти оценки - "от фонаря". Придется вам самому в установке этого "продукта непротивления" участвовать. :)
|
|
|
|
30.10.2007, 18:53:27
|
#7
|
|
|
Цитата: Сообщение от Елена Анатольевна
Оттенок и впрять такой холодный или это так снято?
так снято, синевы на самом деле нет.
Может быть кто-то владеет информацией о хронологии всех "тиснений", в данном случае "Моисея" ? Было ли их больше 3-ех? И на какой бумаге они осуществлялись ?
В моем случае похоже на то что оттиск сделан на рисовой бумаге, а она в свою очередь "наклеена" на более плотную бумагу.
Цитата: Сообщение от MOK
Jetta а вы говорите - нет специалистов! Гравюра одна?
Антик на Мясницкой ищет купить оригиналы 11 гравюр И.Берсенева
Спасибо за информацию.
Дело в том что за последние несколько месяцев это уже четвертый Берсенев который попадает в поле моего зрения :)
К сожалению первые три уплыли, так что сравнить не с чем.
|
|
|
|
30.10.2007, 22:16:57
|
#8
|
|
|
Цитата:
Может быть кто-то владеет информацией о хронологии всех "тиснений", в данном случае "Моисея" ? Было ли их больше 3-ех? И на какой бумаге они осуществлялись ?
В моем случае похоже на то что оттиск сделан на рисовой бумаге, а она в свою очередь "наклеена" на более плотную бумагу.
Jetta,
все иллюстрации-вклейки в "Библиотеке Великих Писателей"
Брокгауза и Ефрона (1907-1911)
сделаны по такой технологии
ещё сверху прикрыты пергаментом
рисовая бумага в Европе/России в то время
уже не использовалась
это специальный сорт бумаги
(названия не знаю)
плотный (скорее - толстый) и пористо-шершавый
на такой бумаге все гравюры смотрятся объёмно
(разглядывю тонущую Офелию в шекспировском томе "Гамлет")
вот фото этого издания - "Пушкин":
|
|
|
|
31.10.2007, 12:49:38
|
#9
|
|
|
Цитата: Сообщение от back in the USSR!
все иллюстрации-вклейки в "Библиотеке Великих Писателей"
Брокгауза и Ефрона (1907-1911)
сделаны по такой технологии
это специальный сорт бумаги
(названия не знаю)
плотный (скорее - толстый) и пористо-шершавый
на такой бумаге все гравюры смотрятся объёмно
(разглядывю тонущую Офелию в шекспировском томе "Гамлет")
это немножко не то.
1,2 - Берсенев
3 - иллюстрация из "20-ки
|
|
|
|
Ваши права в разделе
|
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения
HTML код Выкл.
|
|
|
Похожие темы
|
| Тема |
Автор |
Раздел |
Ответов |
Последнее сообщение |
|
Просьба оценить.
|
M.Freeman |
Русский фарфор, фаянс, майолика |
3 |
27.10.2014 22:33:26 |
|
Просьба оценить!
|
татар |
Изобразительное искусство |
3 |
15.07.2014 21:51:32 |
|
Просьба оценить
|
Фёдор Михалычъ |
Церковная тематика. Обсуждение/Оценка. |
7 |
05.07.2013 22:21:44 |
|
Просьба оценить.
|
walery |
Оценка почтовых марок |
2 |
16.12.2010 01:15:40 |
|
Просьба оценить...
|
Germann |
Русский фарфор, фаянс, майолика |
0 |
29.03.2010 15:15:38 |
Текущее время: 19:23:58. Часовой пояс GMT +3.
|