Общий форум по филателии Почтовые марки - общие вопросы |
01.11.2004, 16:44:17
|
#1
|
|
Они были первыми
Все на свете когда-то возникло впервые. Почти все знают, что первая в мире почтовая марка появилась на свет в Англии 6 мая 1840 года, и она была введена в обращение благодаря стараниям главного английского почмейстера Р.Хилла.
Но есть вещи, которыми мы с вами постоянно пользуемся, но частенько даже и не догадываемся, кто и когда их изобрел. Вот, скажем, обычный зубцемер.
Недавно, перелистывая старые подшивки «Филателии СССР», я наткнулся на небольшую заметку об этом, и у меня возникла мысль: «Почему бы нам не открыть тему, в которой участники форума публиковали бы встретившиеся в печати интересные факты из истории появления на свет вещей, так или иначе связанных с нашим с вами хобби, то есть с филателией».
В качестве «затравки» я излагаю ниже основные сведения, почерпнутые мною из журнала «Филателия СССР» №10 за 1974 г., касающиеся истории рождения «зубцемера».
Оказывается, что на заре филателии многие коллекционеры главным элементом почтовой марки считали ее рисунок. На зубцы же они смотрели, как на ненужную роскошь, портившую внешний вид знака почтовой оплаты. Поэтому частенько перфорацию обрезали. Но были и другие суждения…
В декабрьском номере за 1866 год бельгийский филателистический журнал «Le Timbre-Poste» опубликовал статью видного тогдашнего коллекционера доктора Леграна Магнуса о зубцах на почтовых марках. Автор обращал внимание на то, что у марок с одинаковым рисунком может быть разная перфорация в зависимости от года выпуска. Поэтому, писал он, зубцы не только не надо обрезать, а, наоборот, нужно стараться коллекционировать марки с неповрежденными зубцами, чтобы их было удобнее измерять.
Доктор Магнус первым предложил обозначать зубцовку в виде отношения перфорации горизонтальной стороны марки и вертикальной. Так как размеры марок бывают разными, он рекомендовал принять для измерений эталон длины – два сантиметра, который примерно равнялся высоте большинства тогдашних марок. Для измерения перфорации Легран Магнус изготовил специальную линейку, состоящую из нескольких рядов черных точек. Диаметры точек и расстояния между ними соответствовали расположению отверстий в различных перфорациях. На своей линейке он расположил зубцовки одну под другой – от мелкой до крупной.
Вот так в конце 1866 года и появился на свет первый экземпляр такого необходимого сейчас всем филателистам инструмента – зубцемера. И его родителем стал бельгийский коллекционер доктор Легран Магнус.
|
|
|
01.11.2004, 18:32:57
|
#2
|
|
Можно откомментировать применительно к современности?
У меня складывается мнение, что в настоящее время жизнь активно стремиться к истокам и перфорация на современных марках есть лишь элемент более глубокого проникновения в кошельки филателистов. Недавно с удивлением обнаружил, что у массовых самоклеек НовЗеландии по 2 разные перфорации. Как справедливо писал бельгийский доктор, раньше это говорило о, скажем, годе выпуска. Например, начинал выпуск деЛаРю со своей перфомашиной, а через 3 года передавали производство Харрисону, у него своя была. Но сейчас ???
А относительно пользователей почты - нефилателистов, кажется, ничего кроме злобы у них перфорация не вызывает. Народ ножниц из рук просто не вынимает. Причем по своему опыту есть просто забавные вещи. В 2001 в течении примерно полугода вёл оживленную деловую переписки с Киргизией (фирма в Бишкеке). Получено где-то 35 писем, франкировка по 3-4 марки на каждом. Просмотрел недавно = не более 6 марок в приемлемом виде, всё остальное - суровые ножницы.
Прошу ещё раз прощения, что немного не в тему, но после просмотра сегодняшней почты не смог удержаться - получил из Питера письмо с обрезанной ножницами 3-00 самоклейкой.
|
|
|
02.11.2004, 15:09:25
|
#4
|
|
Вообще-то первый в мире перфоратор изобрел работник Дублинского почтамта ирландец Генри Арчер, которому как раз и надоело каждый день не выпускать из рук ножницы для того, чтобы отрезать марки от листов. Это была перфорационная машина для линейной перфорации марок. А первые в мире почтовые марки с зубцами вышли в 1854 году в Англии.
Эти сведения опубликованы в книге Макса Бюттера «Романтика марки», откуда в переводе С.Фролова попали в журнал «Филателия СССР» №5 за 1969 г.
В этой же книге утверждается, что первым начал собирать марки (еще не почтовые, а гербовые) ирландец Джон Бурне еще в 1774 году. Набрав изрядное количество гербовых марок, служивших в то время документом об уплате таможенных и других пошлин, Бурне решил расклеить их на листах чистой конторской книги. Так, по существу, и появился первый в мире альбом с марками.
А вот одним из первых в мире филателистов стал житель французского города Лилль некий Виктор Ветцель. Утверждают, что он начал собирать почтовые марки уже в мае 1840 года, как только «черный пенни» на конвертах пересек Ла-Манш и оказался в Лилле.
|
|
|
09.11.2004, 15:44:23
|
#7
|
|
Цитата: Сообщение от YuriyV
Я, так же слышал, что когда этому самому Арчеру пришла мысль о перфорировании марок, то он попробовал отперфорировать лист бумаги на швейной машине жены. Мне, правда, неизвестно отперфорировал ли он таким образом хоть какие нибудь марки...
Действительно, свои эксперименты с перфорированием листов Генри Арчер начал с использования швейной машинки жены. В той же книжке Макса Бюттера об этом говорится так.
«Вынув челнок с ниткой, сняв нитку с иглы, он заложил два листа бумаги и… прошил их без нитки! На бумаге появились следы проколов. Попробовал разделить лист бумагт по проколам. Бумага с небольшим усилием разорвалась ровно по прошитым следам, но зубцы были неровные – рваные. Тогда он отломил острый конец иглы, сделал его тупым и снова прошил.
Проколы стали значительно лучше.
Экспериментируя дальше, он додумался до пресса с рядом иголок, поставленных на равном расстоянии друг от друга. Иглы входили в пазы верхней планки пресса, зашивавшего листы бумаги, прокалывали под давлением бумагу, и на листах получались маленькие отверстия (проколы).
Это была первая перфорационная машина для линейной перфорации марок.
Генри Арчер предложил свое изобретение английскому королевскогму почмейстеру, и в 1854 году в Англии вышли первые в мире почтовые марки с зубцами».
|
|
|
09.11.2004, 15:49:03
|
#8
|
|
Продолжая начатую тему, я хочу обратиться к земским маркам.
Как это не покажется странным, но, ознакомившись с разными источниками информации, я вынужден сделать вывод о том, что до сих пор доподлинно не известно, какая же земская марка была первой выпущена в России.
Ю.Рудников, на которого ссылаются О.Полторак и Ю.Гуревич в своем каталоге, в статье «Неизвестные страницы земской почты» (см. журнал «Филателия СССР, №5, 1969 г.) пишет, что наиболее ранним документом, свидетельствующим о введении земских марок, является доклад Верхнеднепровской земской управы Екатеринославской губернии уездному земскому собранию, в котором, отчитываясь о своих действиях в 1866 году, управа сообщала, что земская почта учреждена с 14 мая 1866 года, и с 1 декабря введены четырехкопеечные марки, а также, что марки эти изготовлены в 1866 году в типографии Я.М.Чаусского, в Екатеринославле, за что и уплачено 3 рубля 50 копеек.
Таким образом, дата «1 декабря 1866 года», по-видимому, и является днем введения в почтовое обращение первой земской почтовой марки России.
Содержащиеся во многих каталогах сведения о том, что первой земской почтовой маркой в России является марка Шлиссельбургского уезда Санкт-Петербургской губернии, выпущенная, якобы, в 1865 году, документально не подтвеждаются. Наоброт, пишет Ю.Рудников, в некоторых документах Шлиссельбургской уездной управы есть сведения о том, что решение об оплате корреспонденции, пересылаемой по уездной земской почте, было принято только в 1876 году, когда земское собрание решило «с 1 января 1877 года открыть правильное еженедельное движение почты с приемом частной корреспонденции, с правом взимания особой за нее платы».
В связи с этим, для меня совершенно не понятно утверждение В.Соловьева, опубликовавшего в своем каталоге, что земская марка Шлиссельбургского уезда была все-таки выпущена в 1865 году, а сама земская почта в этом уезде была закрыта в 1866 году. Надо было бы при этом сослаться на источник этой информации, но В.Соловьев почему-то не счел нужным это сделать.
Может быть, Коран и другие участники форума – знатоки земских марок располагают такой информацией? Тогда поделитесь, пожалуйста, своими знаниями.
|
|
|
10.11.2004, 16:45:17
|
#9
|
|
Многие знают, что в мире широко распространена доставка почты самолетами. Существует также множество марок с надписью «АВИАПОЧТА», специально предназначенных для франкировки почтовых отправлений, доставляемых воздушным путем. Но мало, кто знает, что в разных странах неоднократно предпринимались попытки приспособить для доставки почты ракеты, и можно говорить о существовании, так называемой, «ракетной почты». Выпускались даже специальные марки по этому поводу. Вот небольшой экскурс в историю появления на свет «ракетной почты», который я делаю, в основном, на основании статьи В.Лаврещука «Почту доставляет ракета», напечатанной в журнале «Филателия СССР» №4 за 1969 г.
Первые попытки использования ракет для доставки почты делались еще в начале первой половины XIX века. Так для доставки писем населения между островами Тонга, разделенными бурными проливами Тихого океана, затруднявшими переправу, использовались ракеты конструкции английского изобретателя Вильяма Конгрева. Ракеты имели специальный отсек, в который можно было вкладывать несколько килограммов корреспонденции, а их пороховой заряд позволял пролетать до 2,5 километров. Но у этих ракет был один существенный недостаток. Точность стрельбы была очень плохая, в результате чего большинство ракет с почтой гибло в пучине Тихого океана, так и не попав к адресатам. Поэтому, когда иссяк запас ракет, продолжение дальнейших опытов в этом направлении посчитали нецелесообразным, и первая в мире «ракетная почта» прекратила свое существование.
Вновь к идее ее создания вернулись в Европе уже спустя столетие. 9 февраля 1927 года эту идею вновь высказал Франц Хефт на лекции в Вене, на которой он познакомил аудиторию с проектом почтовой ракеты «РН-IV». Использование принципа многоступенчатости позволяло по теоретическим расчетам в течение одного – полутора часов достичь любого пункта на земном шаре.
Вскоре после этого проекты и их техническая реализация стали реальностью. В 1931 году устанавливается гарантийная доставка писем с помощью ракетной почты. Австрийский инженер Фридрих Шмидль осуществил регулярную почтовую ракетную связь между населенными пунктами Шекль и Радегунд, функционировавшую около двух лет. Всего в период со 2 февраля 1931 года по 16 марта 1933 года было осуществлено 12 запусков и доставлено за это время 1760 писем – простых и заказных в специальных конвертах. (По другим данным, например, опубликованным в «Филателистическом словаре» издательства «Связь» 1968 года, ракетная почта Шмидля просуществовала до 1935 года, были запущены 24 ракеты с тысячами писем).
Ободренный первым успехом, Шмидль разрабатывает проект организации регулярного ракетно-почтового сообщения в масштабе страны, но австрийское правительство запретило проводить дальнейшие эксперименты и предложило Шмидлю после осуществленного им последнего запуска (16 марта 1933 г.) прервать работу, а пусковую установку в Шекле разобрать.
Тем не менее, сама идея продолжала жить. В Германии Герхард Цукер организовал небольшую фирму по производству почтовых ракет локакльного характера и даже предпринял попытку продавать их в другие страны. Но с приходом к власти Гитлера все ракетные исследования в стране были подчинены только военным целям.
Затем экспериментальные почтовые ракеты запускаются в Австралии, Голландии, Индии, США, Мексике, на Кубе. В 1936 году ракетная почта выходит уже на международную арену, и устанавливается первая в мире почтовая связь с помощью ракет между США и Мексикой.
В октябре 1939 года на Кубе Энрико Фунес проводит четыре запуска ракеты своей конструкции с почтовой корреспонденцией, которая франкировалась памятной виньеткой номиналом 15 сентаво, выпущенной под патронатом Кубинского филателистического клуба. Обычные и специальные конверты одновременно гасили двумя специальными штемпелями с текстом (в переводе на русский язык): «Экспериментальное поле – 1 октября 1939 г. Гавана – Куба» и «Предварительный опыт первой воздушной почтовой ракеты – Гавана, 1 октября 1939 г. Куба». Первые три запуска были тренировочными, и на штемпелях при гашении проставлялись цифры 1, 3 или 8, которые соответствовали датам запуска 1, 3 или 8 октября.
В честь четвертого запуска, на этот раз официального, была выпущена почтовая марка зеленого цвета номиналом 10 сентаво с продольной надпечаткой черного цвета: «Experimento del cohete postal, Anode 1939» - «Эксперимент почтовой ракеты, год 1939». Это была первая в мире марка, специально выпущенная для франкировки писем, доставленных ракетной почтой. Конверты с ней были погашены дополнительным штемпелем с изображением ракеты в полете с текстом «Первый эксперимент почтовой ракеты в Латиской Америке, Гавана – Куба. 15 октября 1939 г.»
После Второй мировой войны из Франции было отправлено несколько частных почтовых ракет в Северную Африку. В 1959 году в США запустили телеуправляемую ракету с 3 тысячами писем с подводной лодки «Барбадос» в направлении американской морской базы во Флориде. На конвертах этих писем была надпись «Первая официальная ракетная почта».
|
|
|
Ваши права в разделе
|
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения
HTML код Выкл.
|
|
|
Текущее время: 03:49:33. Часовой пояс GMT +3.
|